аналіз Інститут аналізу політики та стратегій стратегія
Про інститут
Новини
Проекти
Послуги
Журнал
Бібліотека
Посилання
 

eng | укр

Составлено доктором Хью С. Пайпером в качестве рекомендации
для студентов Школы теологии и религии университета Лидса.
В этой статье студентам рассказывается о том, что такое плагиат,
даются советы по его избежанию, отмечаются возможные ошибки и
рекомендуются возможные правильные действия.

Автор данной статьи попросил нас отметить, что данная статья
похоже может оказаться чрезвычайно полезной, поскольку он точно знает,
что данный материал использовался в справочниках студента
без ссылки на источник.
То есть, это отличная иллюстрация к выражению:
«не делай, что я делаю, а делай, что я говорю».

Академическая честность

Каждая письменная курсовая работа, которая сдаётся на факультете, должна быть подкреплена подписанной Вами Декларацией о самостоятельности данной работы, подтверждающей, что работа является Вашей собственной и она не содержит материалы из неизвестные источников. Работа, сданная без Декларации, не будет оценена до тех пор, пока Вы не подпишите Декларацию и, в особых случаях, не заплатите штраф.

Заведомо ложное подписывание декларации является грубым нарушением, и студентам, которых заподозрят в этом, придется заплатить большой штраф. Университет может отказаться от присуждения степени студенту, намеренно подавшему поддельную декларацию. Поэтому очень важно понимать какие обязательства Вы берёте на себя, ставя свою подпись. Любое нарушение по данной Декларации может привести к обвинениям Вас в плагиате.

Что такое плагиат?

Плагиат – это, иначе говоря, воровство. Это любое использование слов, идей, работ других людей, и попытка выдачи их за свои собственные. Это применимо даже к отдельным фразам и предложениям, не только к работе целиком. Эти мысли могу быть заимствованы из прочитанных книг или из работ Ваших сокурсников. Если это осуществлено с явным намерением обмануть Вашего рецензента, такие действия заслуживают строгого наказания.

К сожалению, зачастую, студенты невольно повергают себя возможности быть заподозренными в плагиате, из-за их невнимательности и небрежности. Процесс расследования таких ситуаций довольно неприятен для всех участников, и занимает длительное время. Для общего блага, Вам необходимо не только избегать плагиата, но и составлять свою работу таким образом, чтобы у рецензента не могло даже возникнуть мыслей о плагиате.

Независимо от намерений, было бы неверным, если бы кто-нибудь получил оценку за работу, не принадлежащую целиком ему. Если читателю сложно определить, что в данной работе написано Вами, а что взято из других источников, как проверяющему оценивать Вашу работу? Оценка за Вашу работу будет неизбежно снижена, даже если в ней нет других недочетов, кроме вышеупомянутого. Вы, как автор работы, обязаны составлять работу таким образом, чтобы данное разграничение было ясно читателю.

Как избежать обвинений в плагиате?

Во-первых, если у Вас есть сомнения, обратитесь к Вашему персональному, модульному или постоянному тьютору за советом. Кроме того, здравый смысл поможет Вам избежать большинства проблем.

Главное, необходимо предоставить полный и детальный список ссылок на любой материал, использованный Вами в эссе. Ссылка должна обеспечить читателю возможность обратиться к использованному Вами отрывку, в таком же издании книги или статьи, что использовали Вы. Именно поэтому очень важно указывать издательство, место и дату издания, автора, а также другую информацию по этому изданию. В разных изданиях одной и той же книги нумерация страниц может меняться, поэтому возникают такие ситуации, когда рецензент не может найти отрывок, процитированный в Вашей работе.

Включая список ссылок в свою работу, Вы даете рецензенту возможность посмотреть, в каком контексте использованы цитаты и проверить, правильно ли Вы их воспроизводите и интерпретируете. Также в списке ссылок рецензент может при желании найти дополнительный материал для самостоятельного изучения. На Вашем факультете составляются руководства по оформлению ссылок и сносок, и Вы должны пользоваться этими руководствами при написании своих работ.

Недостаточно просто предоставить в библиографическом списке лишь общую информация о книге. Вы должны уточнить, какие отрывки Вы использовали в своем эссе и где именно. Если ссылки неточны, неполны или вообще отсутствуют, будь то ненамеренно или преднамеренно, Ваша работа по определению содержит материал из «неизвестных источников». Например, если Вы не предоставили библиографию, значит, Вы составили эссе на основании исключительно Ваших собственных мыслей, либо на основании неизвестных источников. Источник, который не может быть определен из-за некорректных ссылок, считается неизвестным. Прилагая к работе с неправильными ссылками Декларацию о самостоятельности работы, Вы поступаете незаконно.

Предоставление неточных ссылок наводит на размышление о том, не пытаетесь ли Вы что-либо скрыть от своего рецензента. Что же он обнаружит, если обратится к источнику?

ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ

При использовании ссылок могут возникать достаточно сложные вопросы. Помните, что главный принцип – читателю должна быть чётко видна граница между Вашими и чужими мыслями.

Цитаты

Предельно просто - если Вы используете предложения, фразы или даже отдельные слова из какого-либо источника, Вам нужно взять их в кавычки и дать ссылку на страницу, где содержатся данные слова. Если Вы сомневаетесь, последуйте этому правилу и Вы не ошибётесь, по крайней мере, таким образом Вы не допустите плагиата (см. ниже).

Внимание! Если рецензент обратится к источнику и увидит, что цитирование было дословное, Вам могут выдвинуть обвинение в плагиате, и даже тот факт, что Вы сделали общую ссылку на определённую книгу или отрывок из нее, не спасёт Вас от этих обвинений. «Скрытые» цитаты не допускаются. Они должны быть отмечены в тексте, как цитаты.

Краткое изложение

Не всегда уместно или необходимо цитировать длинный отрывок из книги, чтобы раскрыть основную мысль. Эссе, состоящее из ряда цитат, не является плагиатом в строгом смысле этого слова, при условии правильной расстановки ссылок, но оценка за такую работу будет невысокой. То, что Вы можете скопировать цитататы, еще не значит, что Вы понимаете тему или можете лаконично изложить основные пункты, содержащиеся в источнике.

Краткое изложение мыслей автора вполне законно. Вы должны предоставить информацию, которая позволит рецензенту оценить правильность данного изложения. Также необходимо, чтобы была четкая граница между тем, где Вы занимаетесь изложением чужой работы и тем, где начинается Ваша собственная оценка по данному вопросу.

Это достаточно сложный, но важный момент. Считается недостаточным использовать лишь сноски и ссылки, хотя они тоже необходимы. Вам следует употреблять такие фразы как:

  • Согласно мнению Смита…
  • Джонс считает, что …
  • Как отметил Блэк,…
И затем чётко указать на Ваши собственные выводы, используя такие фразы как:
  • Из этого мы можем сделать следующие выводы…
  • Этот вопрос может рассматриваться с точек зрения…
  • Мнение Блэка расходится с точкой зрения Грина, который отмечал, что …
В вышеприведенных примерах должна содержаться сноска или ссылка около каждого имени, чтобы рецензент смог обратиться к первоисточнику.

Внимание! Краткое изложение должно быть написано своими словами. Любые фразы, предложения или слова, взятые из источника, должны стоять в кавычках. Отсутствие кавычек в таких случаях – одна из самых распространенных ошибок, допускаемых студентами. Если Вы предоставите только общую ссылку, Вас все равно могут обвинить в плагиате. Кроме того не стоит копировать источник полностью, заменяя лишь несколько слов. Выбрать несколько предложений, а затем соединить их в одно целое, также не является подходящим способом изложения. Вы должны изложить чужие мысли своими словами или заключить всю фразу в кавычки. При написании краткого изложения рекомендуется закрывать книгу и пытаться изложить прочитанное самостоятельно. Если Вам это не удаётся, то цитируйте, но помните, что за содержание просто процитированного материала балы не начисляются. Один из важнейших навыков составления эссе заключается в умении лаконично изложить суть и ключевые пункты изученного материала.

Следует помнить, что при оценке работы решающую роль играет не само краткое изложение прочитанного, а то, как Вы его используете, как строите свое эссе, как критически оцениваете используемый материал.

Эссе, содержащее лишь факты из чужих работ без изложения своего мнения, собственной оценки и выводов, не будет оценена высоко. Чем индивидуальнее Ваша работа, тем меньше вероятность, что Вас заподозрят в плагиате.

Источники второго уровня

Студенты часто испытывают проблемы с так называемыми источниками второго уровня. Различие между первоисточниками и источниками второго уровня определить легко. Работа автора, которую Вы цитируете, называется первоисточником. Работы, содержащие мысли автора, переданные посредством цитирования или изложения, называются источниками второго уровня.

Следите за тем, чтобы не ввести читателя в заблуждение, что Вы проделали работу, на самом деле проделанную автором источника второго уровня.

Цитаты в цитатах

Довольно часто книги, которые Вы используете для своего эссе, могут содержать цитаты из других книг, относящихся к рассматриваемой теме. Необходимо учитывать, что у рецензента не должно создаваться впечатления, что Вы читали книгу, которую на самом деле даже и не открывали! Вы не занимались поиском этих цитат, поэтому не нужно стараться создать впечатление, что это Вы их нашли. Если Вы цитируете некоторые слова без указания на источник, хотя на самом деле они содержатся в книге, которую Вы читаете, Вы, тем самым, можете нарушить декларацию. Лучший вариант – это не использовать такие цитаты.

Если все же необходимо употребить цитаты, то проверьте их внимательно. Исследователи в области гуманитарных наук посвящают этому большое количество времени. Можете ли Вы быть уверенными, что цитата из книги точна, или что на нее дана правильная ссылка? Могут встречаться опечатки или другие недочеты. Цитата может быть вырвана из контекста и, читая текст, Вы можете прийти к выводу, что автор, использовавший эту цитату, неправильно понял ее изначальный смысл.

Вы должны обратиться к первоисточнику, чтобы проверить цитату. Если эта цитата взята из классической работы, существующей во многих редакциях и переводах, достаточно сверить цитату с одним из изданий, но при использовании этой цитаты Вы должны дать ссылку на источник, который Вы использовали, так как Вы не можете быть уверены в том, что источники второго уровня абсолютно точны.

Если Вы не можете проверить цитату из-за того, что первоисточник недоступен или у Вас недостаточно времени, Вы должны предоставить ссылку на источник и на то место, где она использовалась.

Джереми Фишер Преступления Питера Рэбита (Оксфорд, Oxford University Press, 1987), с.45, цитата из книги «Оправданный Питер Рэбит» Journal of Beatrix Potter Studies 2 (1999) с.2-12; с.5 (Данный пример призван лишь проиллюстрировать правильное цитирование из источников второго уровня, и не должен служить для оправдания неправильного цитирования) Лучше всего ссылаться на оба источника.

Цитирование чужих работ

Часто возникают такие ситуации, когда студент неожиданно «становится» экспертом, например, в критике 19 века «Книги Иова». В обычном эссе могут встречаться такие фразы как: «Эйсберг считал Книгу Иова комедией, а Шмидт и Шлезвиг-Гольштейн подчеркивали ее трагические аспекты».

Очевидно, что студент на самом деле не читал этих авторов, особенно те книги, которые вышли из печати или издаются на другом языке. То же самое может происходить и с цитированием современных английских писателей. Список авторов и мнений не является самостоятельной работой студента; это работа, взятая из источника второго уровня.

Поместить источники второго уровня в библиографию или даже сделать сноску на странице – недостаточно. Кроме этого необходимо включить в текст такую фразу как «По словам Брауна…». Таким образом, Вы указываете на то, что это цитата принадлежит Брауну, и к тому же это может послужить оправданием для Вас, если Браун неправильно истолковал какие-либо мысли.

РАБОТА С ДРУГИМ СТУДЕНТОМ

Разумеется, неприемлемо списывать чужую работу и выдавать её за свою, даже если Вам дают согласие на списывание. Также неприемлемо списывать работы из Интернета и других источников.

Такая проблема усложняется, когда студенты работают над заданием вместе, делятся материалами, и в результате рецензент замечает одинаковые цитаты, выводы, сходную структуру двух эссе, и тогда возникает вопрос, писали ли они свои работы независимо друг от друга или один списывал у другого. Если данная проблема не может быть решена, то оценка делится поровну. В Ваших интересах убедиться, что Ваша работа производит впечатление полностью самостоятельной и не похожа на работу Вашего сокурсника.

Другая проблема – ограниченное количество материала, доступного для студентов, и поэтому некоторые цитаты и библиографии могут повторяться. В таких случаях особенно важно уметь не только цитировать материал, но и кратко излагать его и правильно строить свое эссе. Учтите все вышеприведенные замечания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Плагиат является серьёзным нарушением, но если Вы честны, точны и аккуратны, у Вас не возникнет такой проблемы. Не допускайте, чтобы страх перед плагиатом заставлял Вас ограничивать использование важных источников, требующихся для написания Вашей работы. Основой учебной деятельности является умение правильно и корректно использовать другие работы, представляя свое мнение по данной теме. Читая достойные научные работы, Вы должны отбирать полезные примеры, практические модели и активно искать способы, которые помогут Вам избежать ошибок в составлении эссе.

И, наконец: Если возникают вопросы – задавайте их!

Данный материал является переводом статьи, расположенной по адресу:
http://www.jiscpas.ac.uk/apppage.cgi?USERPAGE=7510

Додаткові матеріали по цій темі:
Что такое плагиат, или О западных стандартах научной этики
Как избежать обвинений в плагиате


© Інститут аналізу політики та стратегій
вул. С.Перовської, 5, к.900, м. Київ, 03057, тел.: +38-044-456-13-86